Согласно определению Верховного суда РФ переселение должников-банкротов в более скромное жилье невозможно. Даже если у вас роскошные апартаменты, то ни забрать их, ни обменять на более скромную квартиру никто не сможет: об этом прямо говорит судебная практика.
Рассказываем, что произошло и почему банкротам не стоит переживать о судьбе единственного жилья, каким бы оно ни было.
Принудительное выселение банкротов – это миф
В 2018 году житель Ижевска Дмитрий Стружкин был объявлен банкротом. Из конкурсной массы, как и полагается по ст. 446 ГПК РФ, арбитражный суд исключил его единственное жилье — двухкомнатную квартиру, расположенную в центре города.
Однако кредиторы с таким решением не согласились. Они посчитали, что банкроту хватит и квартиры поменьше, потому что в «двушке» площадью 40 кв.м. он все равно не проживает, а сдает её в аренду коммерческим организациям.
Кредиторы пришли к мнению, что Дмитрия Стружкина нужно выселить из принадлежащей ему квартиры, а взамен предоставить другое жилье, но поменьше и не в центре города, а немного подальше — на окраине. «Подходящим вариантом» оказалась однокомнатная квартира площадью 19,3 кв.м.
Стоит ли говорить, что должник не был в восторге? Он попытался оспорить решение собрания кредиторов, и арбитражный суд первой инстанции с ним согласился. Однако кредиторы сдаваться не собирались, поэтому пошли дальше — в апелляцию и кассацию, которые встали на их сторону.
Единственное жилье «под защитой»
Следующим шагом стало обращение Дмитрия Стружкина в Верховный суд РФ, который, рассмотрев жалобу должника, отменил решения апелляции и кассации. ВС РФ вынес определение, согласно которому собрание кредиторов не имело права принимать решение о переселении банкрота.
Комментарий юриста! «Определение Верховного суда РФ поставило точку в любых спорах и разногласиях по поводу обмена или изъятия единственной жилой площади у должника.
При этом не важно, где именно проживает банкрот — в этом самом жилье или у родственников, какой доход он ежемесячно получает, сколько должен кредиторам, есть ли у него иждивенцы на обеспечении и так далее.
Важно только то, что на единственное жилье согласно ст. 446 ГПК распространяется «иммунитет». Забрать его или обменять невозможно. Банкроты могут быть уверены — их жилье под надежной защитой».
Евгения Боднар, Руководитель отдела сопровождения клиентов по кредитам и долгам
По мнению ВС РФ, апелляционная и кассационная инстанция фактически лишили должника частной собственности, на которую по закону не может быть обращено взыскание. Одновременно с этим кредиторы попытались навязать банкроту право собственности на другое имущество, несмотря на его несогласие. Также они обратились в Президиум ВС РФ с жалобой на Определение экономической коллегии ВС РФ в порядке надзора. Президиум ответил: коллегия решила все правильно.
Чем завершилось дело?
Верховный суд РФ отменил постановления, вынесенные апелляцией и кассацией в пользу кредиторов, а также оставил решение АС Удмуртской республики в силе. Квартира площадью 40 кв.м., расположенная в центре города, осталась в собственности банкрота Дмитрия Стружкина.
Если вы планируете банкротство, но опасаетесь потерять единственное жилье, то будьте спокойны: оно останется в вашей собственности. При наличии обременения есть нюансы, однако рекомендуем в любом случае проконсультироваться перед процедурой с юристами.