• Автор статьи Копырина Анжелика Владимировна
  • Опубликовано 08.06.2021
  • Просмотров 1734
  • Время прочтения 9 минут

Куда жаловаться на коллекторов?

Если коллекторы нарушают закон, то на них можно и нужно жаловаться. Чтобы бороться с произволом, необходимо правильно составить жалобу, приложить к ней доказательства и направить на рассмотрение в одну из инстанций. Вы узнаете, в каких случаях и когда можно пожаловаться на звонки и другие действия коллекторов, а главное, куда направлять претензии, чтобы их точно рассмотрели.

Содержание статьи

Когда нужно жаловаться на коллекторов

Если коллекторы нарушили закон, не закрывайте на это глаза — сразу подавайте жалобу. Если игнорировать правонарушения, взыскатели могут почувствовать безнаказанность и перейти к более серьезным мерам — например, от угроз причинения вреда к реальным насильственным действиям. В этой ситуации пострадать может не только должник, но и близкие ему люди.

Случаи, в которых нужно жаловаться на коллекторов:

  • Угрозы, применение физической силы, попытки шантажа и др. Коллекторы делают это для того, чтобы запугать должника и заставить его платить. Учитывайте, что эти действия попадают под уголовную ответственность, поэтому сразу обращайтесь в правоохранительные органы.
Случай из практики:
«На практике мы неоднократно встречались с должниками, которые были настолько запуганы, что постоянно находились в стрессовой обстановке. Коллекторы приходили к ним домой по ночам, замахивались, если встречали на улице, демонстрировали оружие. Угрожали тем, что позвонят на работу, расклеят листовки с порочащей информацией — в общем, всего не перечислить.
Выходы из этой ситуации такие: обращение в правоохранительные органы для привлечения недобросовестных коллекторов к ответственности, и банкротство, чтобы за долгом не пришли другие взыскатели»
Окладников Илья Викторович
Руководитель юридического департамента по банкротству
  • Причиняют имущественный вред. Многие коллекторы пытаются забрать у должников имущество (конечно, не в счет долга, а как они говорят, «для профилактики»), либо его повредить. В любом случае, это прямое нарушение права собственности, которое требует немедленного обращения в полицию.
  • Нарушают количество, время и правила звонков. Сотрудники коллекторских служб не должны звонить на работу или родственникам. Более того, закон устанавливает четкие ограничения, сколько раз в сутки, неделю и месяц коллекторы могут звонить клиентам. Время звонков также ограничено.
  • Пытаются взыскать чужой долг. Это может быть намеренно, как одна из мошеннических схем, либо по ошибке: например, если банк представил ошибочную информацию об однофамильце. Для того чтобы снять претензии, нужно обратиться в банк.

Пошаговая инструкция, как подать жалобу

Шаг №1 – собираем доказательства

Чтобы коллекторов быстрее привлекли к ответственности, по возможности приложите к жалобе доказательства. Они должны подтверждать, что взыскатели действовали незаконно (например, угрожали или шантажировали).

В качестве доказательств могут использоваться:

  • фотографии
  • видеозаписи
  • записи с диктофона
  • уведомления или сообщения
  • показания свидетелей
  • письма с угрозами
  • зафиксированные травмы, если их причинили коллекторы

Шаг №2 – составляем жалобу

Укажите в ней всю информацию об основаниях передачи долга, первоначальном кредиторе (банке или МФО), незаконно действовавших коллекторах. Приложите доказательства. Обязательно укажите контактные сведения, чтобы сотрудники правоохранительных или иных органов смогли с вами связаться. Подать жалобу можно лично, через представителя (по доверенности) или отправить по почте.

6 инстанций, куда жаловаться на коллекторов

Рассказываем, как защитить себя от произвола и куда жаловаться на коллекторов, которые взыскивают долги с нарушением закона:

  • Полиция

Обращайтесь в правоохранительные органы, если работники коллекторских агентств применяют по отношению к вам или вашим родственникам физическую силу либо угрожают тем, что применят её в случае неуплаты долга.

Важно!
Жалобу в полицию можно и нужно направить во всех случаях, когда в действиях коллекторов есть признаки уголовного преступления: например, они незаконно проникли в квартиру, забрали имущество должника, шантажируют и так далее.
  • Роскомнадзор

В эту службу можно пожаловаться на звонки коллекторов, которые производятся с нарушением закона, а также на размещение персональной информации о должнике в интернете. Обратите внимание, что взыскатели могут звонить только с 08:00 до 22:00 вечера в будние дни и с 09:00 до 20:00 по выходным.

  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП)

В полномочия ФССП входят ведение единого государственного реестра коллекторских агентств и полный контроль их деятельности. Это означает, что вы можете направить приставам запрос или жалобу на взыскателей по любым вопросам.

Важно!
Если урегулирование возникшей проблемы не относится к компетенции ФССП, то жалоба будет перенаправлена ими самостоятельно в соответствующие органы (например, в полицию).
  • Центральный банк России

Обращайтесь с жалобой в ЦБ РФ, если ваши права нарушает банк или микрофинансовая организация, которые первоначально были кредиторами, либо если ваши права нарушает их внутренняя служба взыскания. Например, если уступка требования была совершена с нарушениями, долг незаконно был передан коллекторам или если они отказываются предоставлять сведения о коллекторской службе.

  • Прокуратура

Это надзорный орган, в который можно направить жалобу, если полиция не предпринимает никаких действий (например, если сотрудники МВД не опрашивают потерпевшего, не привлекают коллекторов к ответственности, игнорируют показания свидетелей и так далее).

  • Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)

Обращайтесь с жалобой в НАПКА, если коллекторы ведут себя недобросовестно, но вы не хотите доводить дело до сведения правоохранительных органов. Ассоциация не имеет права привлекать коллекторов к ответственности, но может вынести предписания, обязывающие действовать в рамках закона.

Что делать, если коллекторы действуют незаконно?

Жалобы в правоохранительные органы, Роскомнадзор и другие инстанции в лучшем случае приведут к тому, что коллекторов, действовавших незаконно, уволят или привлекут к ответственности. Однако долг так и останется за вами, и нет гарантий, что теперь с вами будут работать более добросовестные взыскатели.

Если вы устали бороться с незаконными действиями коллекторов, то лучший способ закончить взаимодействие — списать все долги. В 2021 году это можно сделать через оформление банкротства, которое позволяет избавиться от всех долговых обязательств, в том числе перед банками, МФО и коллекторскими службами. Доверяйте ведение дела опытным юристам и записывайтесь на консультацию.

Автор публикации
Копырина Анжелика Владимировна Руководитель подразделения судопроизводства по банкротным делам
Об авторе
Анжелика Владимировна отвечает за работу специалистов по сопровождению клиентов во время судебных заседаний. Сотрудники ее отдела организуют все взаимодействие с судом до момента окончания процедуры, представляют и защищают интересы банкротов. У наших клиентов нет необходимости присутствовать в суде: всю работу во время судебных процессов юристы Анжелики Владимировны берут на себя.

Наши гарантии

Пункт 3.1. Договора закрепляет: 3.1. Исполнитель гарантирует полное освобождение Заказчика от долгов. В обратном случае оплата юридических услуг возвращается Заказчику в полном объеме по первому требованию в течение 7 рабочих дней.

Перезвоним и бесплатно проконсультируем

Расскажем про процедуру списания кредитов и долгов, условия, цены, сроки и преимущества. Ответим на все имеющиеся у вас вопросы

    Мы гарантируем безопасность и сохранность Ваших данных. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

    Фото руководителя отдела клиентского сервиса
    Чернова Екатерина Юрьевна Руководитель отдела клиентского сервиса