В 2024 году на Госуслугах планируется запустить новый сервис, который облегчит жизнь участникам исполнительных производств. Почти все действия станет возможно совершать онлайн из дома. В статье расскажем, чего ожидать от нового сервиса и в чем его преимущества. Покажем, какие цифровые сервисы уже доступны на Госуслугах и сайтах других ведомств.
Содержание статьи
Всё содержаниеНовый сервис для участников исполнительного производства
«Цифровое исполнительное производство» — это сервис на Госуслугах. По планам он должен быть запущен в 2024 году.
С помощью него должники и взыскатели легко смогут:
- дистанционно держать связь с приставами
- получать информацию по исполнительному производству
- подавать документы
- обжаловать нарушения
- и выполнять другие действия в рамках исполнительного производства
Вот какие цели в области цифровизации взаимодействия с приставами стоят сегодня:
- Опубликовать и хранить в открытом доступе базы данных. В том числе Банк данных открытых исполнительных производств.
- Улучшить взаимодействие между разными государственными органами. Например, суд может сам передавать исполнительный лист приставам, если о том попросит взыскатель.
- Дать возможность гражданам дистанционно взаимодействовать с приставами. Например, через Госуслуги можно подать жалобу и там же получить по ней ответ.
- Облегчить оплату задолженности и исполнительских сборов.
В 2024 году Федеральная служба судебных приставов собирается запустить сервис, которым будет автоматически принимать процессуальные решения. Например, касательно уплаты налогов и административных штрафов. Таким образом, общаться непосредственно с приставами придется реже.
В сервис «Цифровое исполнительное производство» планируется включить базы данных и функции из других ведомств, которые имеют отношение к исполнительным производствам. К примеру, будет производиться объединение с картотекой арбитражных дел «Электронное правосудие».
Преимущества цифровизации исполнительного производства
Цифровизация исполнительных процессов производится с целью упростить и ускорить работа с гражданами. Вот в чем это проявляется:
- Подача обращений занимает меньше времени. Не нужно ничего оформлять письменно: достаточно заполнить готовую форму, а ответ придет прямо в личный кабинет.
- Официальные сервисы не взимают комиссию при уплате задолженности. Например, совершить платеж можно через Госуслуги или сайт Федеральной службы судебных приставов.
- Информацию часто можно получить моментально. Не нужно записываться на личный прием к приставу, звонить или приходить в отделение. Например, на Госуслугах всегда доступна информация об открытых исполнительных производствах.
- Электронные документы удобнее бумаг. Информацию можно скопировать, переслать и сохранить. Файлы будут всегда при себе — достаточно иметь подключение к интернету.
- Некоторые процессы можно автоматизировать. Например, при привязке карты долги будут сниматься автоматически — так вы не забудете о них и избежите лишних штрафов.
С помощью Госуслуг можно за секунды найти информацию о ходе исполнительного производства, о постановлениях и решениях суда и других госорганов. Если пристав вынес новое постановление, оно покажется в личном кабинете.
Так будет проще подать жалобу на это постановление или действия пристава, снять аресты на имущество и получить разрешение на выезд из страны. Многие из этих функций доступны уже сейчас в действующих электронных сервисах. Новый проект объединит их, собрав в одном месте.
Какие цифровые сервисы для должников уже доступны на Госуслугах
Рассмотрим электронные сервисы, которыми уже можно воспользоваться.
На официальном сайте Федеральной службы судебных приставов есть такие сервисы:
- Банк данных исполнительных производств. Тут можно найти информацию по всем идущим производствам.
- Интернет-приемная. С помощью нее можно подать обращение приставам — нужно лишь заполнить форму.
- Запись на личный прием к должностным лицам ФССП России. Здесь можно записаться на прием к приставу.
- Справочник адресов и телефонов отделов ФССП, судебных приставов и руководителей ведомства.
- Поиск отделов судебных приставов. Он может понадобиться, если требуется подать документы.
- Реестр розыска по исполнительным производствам. Тут можно проверить, объявлен ли человек в розыск судебными приставами.
- Реестр профессиональных коллекторских организаций. Здесь можно проверить, законно ли работают коллекторы, которым продали ваш долг. Если нет, на них нужно подать жалобу.
На Госуслугах дистанционно можно:
- обжаловать неправомерные действия, бездействия, постановления приставов
- увидеть информацию об открытых исполнительных производствах и суммах долга по ним
- направить приставам документы и информацию
- уведомить о погашении долга и потребовать прекратить производство
- проверить наличие ограничений: арестов имущества, запрета на выезда из страны и других
- подать заявление на возврат денег
Госуслуги позволяют полностью отслеживать ход исполнительного производства: наблюдать действия и решения приставов. Ко всем услугам легко получить доступ через робота Макса. Достаточно ввести запрос — что вы хотите найти или сделать. Он покажет подходящие результаты.
Если должник не зарегистрирован на Госуслугах, постановления ему направят стандартным образом — вручат лично или отправят почтой.
Другие цифровые сервисы для должников
Рассмотрим прочие цифровые сервисы, которые могут быть полезны для должников в исполнительном производстве.
Вот какие реестры и базы данных могут помочь отстоять свои интересы:
- На Госуслугах можно запросить информацию о недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости. Например, там отразится запрет на регистрационные действия, если его введет пристав.
- На сайте ГИБДД есть сведения о запретах на регистрацию автомобиля и лишении гражданина водительских прав.
- В Государственной автоматизированной системе РФ «Правосудие» можно найти информацию по взысканию задолженности и подаче документов приставам.
- На Федресурсе и Картотеке арбитражных дел «Электронное правосудие» отображаются данные о прохождении человеком процедуры банкротства. Доступ к большинству сведений открыт полностью. Однако для подачи заявления либо принятия мер нужно пройти регистрацию на сервисе.
Тот факт, что появляется цифровая альтернатива стандартным сервисам, не значит, что вы обязаны на нее переходить. Вы всё так же можете направлять документы приставам почтой, приходить к специалистам на личный прием и звонить в отделы по телефону.
Однако мы всё же рекомендуем попробовать электронные сервисы. Возможно, они покажутся вам более удобными, и вы решите полностью на них перейти.
FAQ: отвечаем на частые вопросы
-
Сколько рассматривается электронное обращение в ФССП?
-
Как ознакомиться с материалами исполнительного производства онлайн?