Налогоплательщики часто не соглашаются с решениями Федеральной налоговой службы (ФНС). Допустим, если им отказывают в налоговом вычете или начисляют слишком высокие, по их мнению, налоги. Российское законодательство, а в частности статья 137 НК РФ, позволяет гражданам подавать жалобы на решения налогового органа для защиты своих прав. С 2014 года все подобные обращения сначала рассматриваются внутренним подразделением ФНС — отделом досудебного аудита. Такой подход снижает нагрузку на суды, рассматривающие налоговые споры. Простыми словами рассказываем, как работает досудебный порядок урегулирования налоговых споров.
Содержание статьи
Всё содержаниеКакие решения и действия налоговой можно обжаловать
Налоговый кодекс РФ не конкретизирует внимание на отдельных нарушениях налоговых органов. Напротив, он позволяет подавать жалобы на любые ненормативные акты и решения налогового органа, а также действия сотрудников ФНС, которые привели к нарушению прав гражданина.
Но практика показывает, что чаще всего налогоплательщики жалуются на следующие нарушения:
- неправильно (с точки зрения налогоплательщика) рассчитанная сумма налога или штрафа
- переплата по налоговым платежам
- незаконное взыскание долгов по налогам
- отказ в предоставлении налоговых вычетов за обучение, лечение или покупку жилья
- отказ в принятии корректно (по мнению гражданина) заполненных налоговых деклараций
Что такое досудебное урегулирование налоговых споров и когда оно обязательно
Досудебное обжалование означает, что налогоплательщик подает возражения не в суд, а в орган ФНС, который является вышестоящим по отношению к тому, что вынес спорное решение. Такой порядок упрощает и ускоряет рассмотрение налоговых споров. Налогоплательщиков, не согласных с принятыми решениями, всегда было и будет много, поэтому действительно имеет смысл сначала рассматривать их жалобы внутри самой ФНС.
Статья 138 НК РФ устанавливает: досудебный порядок урегулирования налоговых споров является обязательным для всех обращений. Это значит, что миновать подразделение внутреннего аудита налоговой службы и сразу подать заявление в суд не выйдет.
Досудебный порядок урегулирования налоговых споров облегчает жизнь не только сотрудников налоговых и судов, но и обычных налогоплательщиков:
- Составить досудебную жалобу проще, чем исковое заявление в суд
- Чтобы следить за процессом рассмотрения жалобы и принимать в нем участие, налогоплательщику не нужно обладать глубокими познаниями в юриспруденции
- Досудебный порядок урегулирования налоговых споров не требует от заявителя расходов. При судебном разбирательстве он должен будет как минимум заплатить госпошлину за подачу заявления
- Судопроизводство с неоднократными заседаниями и длительным изучением документов легко может продлиться несколько месяцев. В то же время внутреннее рассмотрение жалобы занимает всего 15-30 дней. В некоторых случаях срок может быть увеличен, однако сотрудники ФНС тоже заинтересованы в том, чтобы жалоба была рассмотрена быстрее и не дошла до суда
Порядок досудебного урегулирования налоговых споров
НК РФ предусматривает два варианта досудебного обжалования.
Если решение, по которому возник конфликт, еще не вступило в законную силу, следует подавать апелляционную жалобу. На это у заявителя есть 30 дней с момента принятия спорного решения. Если апелляция будет отклонена, у него будет еще 3 месяца на повторное обжалование.
Второй вариант досудебного порядка урегулирования — это подача жалобы в общем порядке. Он используется в случае, если решение уже вступило в силу. Чтобы его оспорить, у гражданина есть целый год. Срок отсчитывается с момента, когда заявитель был привлечен к ответственности или узнал о неправомерных действиях налоговых органов.
Порядок досудебного урегулирования налоговых споров включает несколько стадий:
- Подача гражданином жалобы в вышестоящее подразделение ФНС
- Принятие жалобы к рассмотрению (либо обоснованный отказ в принятии)
- Уведомление заявителя о дате и месте заседания, на котором жалоба будет рассмотрена по существу
- Предоставление заявителем дополнительных документов по делу, а также запрос их у нижестоящего органа ФНС (того, на который гражданин пожаловался)
- Рассмотрение жалобы, вынесение решения и уведомление заявителя
Согласно статье 140 НК РФ, максимальный срок рассмотрения жалобы (как в апелляционном, так и в общем порядке) составляет 15 дней. Если спор связан с налоговым правонарушением, срок рассмотрения увеличивается вдвое — до 30 дней.
Руководитель подразделения, в которое поступила жалоба, вправе продлить этот срок еще на 15 или 30 суток, если для разбирательства необходимы дополнительные документы или другие подтверждения нарушения.
Как правильно составить жалобу
Жалоба на действия налоговых органов составляется в письменном виде. В ней обязательно указывается:
- ФИО и место жительства физлица, либо название и адрес регистрации юридического лица, которое подает жалобу
- Наименование и адрес налогового органа, на действия или бездействие которого жалуется заявитель
- Конкретные указания на спорный ненормативный акт или примеры действий, вокруг которых возник конфликт
- Обоснование позиции заявителя и его требования
Образец жалобы в налоговую, который можно скачать и заполнить.
Куда подавать досудебную жалобу
Жалобы на акты, решения, действия и бездействие налоговых органов направляются вышестоящему подразделению налоговой:
- Для налоговой инспекции районного, городского и межрайонного уровня вышестоящим органом является Управление ФНС по региону
- Для регионального Управления ФНС таким подразделением является непосредственно ФНС РФ
- Над ФНС РФ нет вышестоящих подразделений, поэтому принятые ею решения и акты можно обжаловать напрямую в суде
Жалобу можно подать разными способами:
- лично отнести ее в канцелярию налоговой службы
- отправить заказным письмом по обычной почте
- зарегистрировать в личном кабинете налогоплательщика (авторизоваться в нем можно через учетную запись на Госуслугах)
Результаты рассмотрения жалобы
В рамках досудебного порядка урегулирования налоговых споров вышестоящее подразделение ФНС может:
- Отменить спорное решение или акт нижестоящего органа полностью или частично
- Признать действия или бездействие конкретного сотрудника незаконными
- Отказать в удовлетворении жалобы (в случае, если не будет обнаружено нарушения прав заявителя)
Может ли отдел досудебного урегулирования налоговых споров оставить жалобу без рассмотрения
Вышестоящий орган ФНС не будет рассматривать жалобу по существу, если:
- она неправильно оформлена (не конкретизированы требования заявителя, отсутствует его подпись или персональные данные)
- истек срок обжалования (для апелляционной жалобы он составляет месяц, а для обычной — год)
- заявитель ранее подавал жалобу по аналогичному поводу и она была отклонена
Что делать, если не удалось отменить решение налоговой в досудебном порядке
Если досудебный порядок урегулирования налоговых споров не привел к желаемому результату, гражданин не теряет право на защиту — он вправе обратиться в арбитражный суд. На подачу искового заявления ему предоставляется 3 месяца. Срок отсчитывается с даты, когда он получил решение на досудебное обращение от налоговой. Жалоба обязательно прилагается к исковому заявлению и подтверждает, что досудебный порядок был соблюден.
FAQ: отвечаем на частые вопросы
-
В чем заключается обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров?
-
Что будет при несоблюдении досудебного порядка урегулирования споров с ФНС?
-
Как узнать решение по жалобе?