«По вашему счету зафиксировали смену финансового номера телефона» — с такой фразой к клиентам банков могут обратиться мошенники. Многие теряются и не понимают, что это звонят злоумышленники. Рассказываем, как устроен развод с добавлением нового номера.
Содержание статьи
Всё содержаниеМогут ли позвонить из банка о смене номера
Номера телефонов, которые принадлежат крупным банкам:
- Сбербанк — 900
- ВТБ — 1000
- Газпромбанк — 8 (800) 100-07-01, 400
- Альфа-Банк — 8 (800) 200-00-00
- Т-Банк — 8 (800) 333‑33‑33
Если вы не меняли номер телефона, из банка не будут звонить по этому вопросу.
Насторожиться следует, если при звонке просят назвать данные паспорта, трехзначный код с обратной стороны карты, секретную комбинацию для подтверждения транзакции — она приходит в смс или пуше.
Представляясь менеджерами банка, аферисты часто пытаются напугать человека. Например, говорят, что получили заявку на замену финансового номера телефона и если им не сообщат всю необходимую информацию, карту заблокируют или мошенники спишут с нее все деньги.
Если поведение и манера общения кажутся вам подозрительными:
- Не отвечайте на вопросы, не передавайте информацию о карте и сбросьте звонок.
- Позвоните в банк самостоятельно или напишите в онлайн-чате приложения.
- Разберитесь в ситуации — действительно ли к счету привязывается новый номер телефона.
Мошенники часто используют замену финансового номера телефона как предлог, чтобы получить доступ к карте человека. Бывает, что они не запрашивают никакую информацию, а только настаивают на установке программы — якобы для защиты карты. Обычно такие программы позволяют мошенникам получить удаленный доступ к телефону.
Как распознать телефонных мошенников
Несколько фактов, которые помогут распознать и защититься от аферистов:
- Если якобы звонят из банка, но со скрытого номера телефона, сразу кладите трубку. Мошенники всегда стремятся запугать человека и заставить совершить поспешные и необдуманные действия.
- Когда звонят аферисты, тема диалога всегда будет вызывать тревогу. Например, человеку скажут, что его счет заблокирован или с карты пытаются перевести деньги.
- Аферистов часто ставят в тупик простые вопросы. Дело в том, что они не располагают полной информацией о клиенте банка. Да, мошенники могут знать ФИО, но не смогут ответить на уточняющие вопросы.
- Если напомнить аферистам, что сотрудники финансового учреждения никогда не просят назвать коды из смс или пароли, они, скорее всего, сбросят звонок. Но можно этого не дожидаться — скажите, что через 1–2 минуты перезвоните в банк самостоятельно по номеру, указанному на сайте организации.
- Самое главное — не делать поспешных действий. Не брать кредиты под давлением, не называть коды подтверждения, не отправлять сканы документов.
Что делать, если позвонили из банка
Когда поведение собеседника кажется подозрительным, всегда можно действовать наверняка — положить трубку и перезвонить в банк самостоятельно. Контакты финансовых организаций указаны на официальных сайтах. Также можно воспользоваться мобильным приложением своего банка. Напишите в чат поддержки, обычно операторы быстро отвечают на вопросы, связанные с финансовой безопасностью.
Если все же разговариваете по телефону с человеком, представившимся сотрудником банка:
- Не сообщайте свои паспортные данные, пароли, сведения о карте или счетах. Такую информацию злоумышленники легко используют для хищения чужих денежных средств.
- Не переходите по ссылкам, которые отправляют в смс и мессенджерах.
- Пресекайте любые попытки продолжить общение на каких-либо сторонних платформах.
- Не поддавайтесь эмоциям и не принимайте поспешных решений.
Не стоит также доверять людям, которые по телефону представляются главными следователями, работниками полиции, сотрудниками безопасности Госуслуг. Мошенники используют разные схемы и уловки, чтобы получить доступ к чужим деньгам.
FAQ: отвечаем на частые вопросы
Как отличить мошенников от сотрудников банка?
Сотрудники банка всегда звонят с официальных номеров, которые можно найти на сайте финансовой организации. Они не будут просить клиента предоставить конфиденциальную информацию (например, пароли и коды из СМС), скачать стороннее приложение или перейти по сомнительной ссылке. У настоящих сотрудников банка, в отличие от мошенников, нет цели вызвать у человека чувство тревоги и страха.
Как понять, что звонят из Сбербанка?
Сотрудники Сбербанка всегда звонят с короткого номера 900. На сайте финансовой организации советуют записать его в телефонную книгу. Это позволит не ошибиться при звонке от мошенников, которые используют программы-подражатели. Часто аферисты звонят с похожих номеров, которые отличаются всего на один или несколько символов (например, +7 900, 900*, 05 900).
Что нельзя говорить мошенникам по телефону?
Никогда не сообщайте паспортные данные и иную конфиденциальную информацию (включая пароли и коды из СМС). Настоящие сотрудники банка никогда не попросят об этом.