Опись имущества при банкротстве всегда вызывает вопросы у должников. Как правильно её составить? Что будет, если случайно не указать в документе информацию об имуществе? О каких нюансах нужно знать? Все важное и интересное об описи имущества далее рассказывают юристы по банкротству.
Содержание статьи
Всё содержаниеЧто такое опись имущества
Опись имущества при банкротстве — документ, в котором перечислено все имущество, принадлежащее должнику. Наличие этого документа является обязательным условием для признания финансовой несостоятельности физического лица.
Точная опись нужна для того, чтобы финансовый управляющий и суд знали, какое имущество есть у заемщика в собственности, что из него можно включить в конкурсную массу и реализовать, а что оставить за банкротом.
Какое имущество описывается
Подавая заявление о признании финансовой несостоятельности, должник прикрепляет к нему опись всего имущества, которое у него имеется в наличии:
- квартиры, дома, земельные участки, гаражи, складские помещения, а также другая жилая и нежилая недвижимость;
- транспортные средства, в том числе легковые автомобили, лодки, катеры и другое движимое имущество;
- денежные средства, находящиеся на открытых банковских счетах или имеющиеся в сбережении должника наличными;
- вещи, представляющие особую ценность (драгоценные украшения и металлы, предметы искусства, антиквариат, предметы роскоши);
- акции и ценные бумаги.
Виды имущества, подлежащего описи
Рассмотрим, какие объекты обязательно отражаются в описи при банкротстве:
- Имущество, принадлежащее только физическому лицу на праве собственности. Все движимое и недвижимое имущество, которое принадлежит банкроту (например, автомобиль, земельный участок, квартира).
- Имущество, принадлежащее на праве долевой собственности. Доля банкрота обязательно указывается в описи.
- Совместное имущество. Речь идет о вещах и недвижимых объектах, принадлежащих супругам, то есть, нажитых в браке.
Кто составляет опись имущества
- Физическое лицо, инициирующее банкротство
Должник составляет опись и прикрепляет её к заявлению о признании финансовой несостоятельности. Все документы подаются в арбитражный суд, где рассматриваются и проверяются на обоснованность.
- Финансовый управляющий
Он проводит инвентаризацию уже в ходе прохождения процедуры банкротства. В этом случае должник также передает ему информацию, которую управляющий обязательно проверяет.
Форма описи
Опись составляется в установленной форме, которая определена приказом Министерства экономического развития России № 530 «Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом» от 2015 г.
Этот документ имеет важное значение в деле о признании финансовой несостоятельности. При его заполнении нельзя допускать ошибок, случайно «забывать» о некотором имуществе, вписывать недостоверные данные и так далее. Все это ставит добросовестность физического лица под сомнение, может привести к увеличению сроков банкротства или к отказу в списании долгов.
Какая информация указывается в описи
Личные данные. Опись начинается с указания сведений о физическом лице, в отношении которого вводится банкротство:
- ФИО
- дата и место рождения
- СНИЛС
- ИНН
- паспортные данные
- адрес регистрации
Информация о наличных денежных средствах и другом ценном имуществе. Указывается его вид, стоимость (сумма) и валюта, а также местонахождение. Если имущество находится под обременением, то вписываются данные о залогодержателе.
Сведения о счетах в банке. Если у вас нет счетов в банке, этот раздел не заполняется. Если есть, то обязательно указывается вид счета, дата его открытия и валюта. Дополнительно вписывается остаток: сколько средств имеется на счету к моменту обращения в суд.
Акции, иные ценные бумаги и другие формы участия в коммерческих организациях. Указываются доля и основания участия, наименование и юридический адрес организации, тип и размер ценных бумаг.
Данные о движимом и недвижимом имуществе. Недостаточно просто указать наименование объектов. В описи имущества при банкротстве отображаются идентификационный номер, вид собственности, примерная стоимость, сведения о залогодержателе и другие подробности.
Как поступить, если у должника нет имущества
Банкротство можно инициировать даже в том случае, если у физического лица нет никакого имущества для реализации и расчетов с кредиторами (банками, микрофинансовыми организациями, управляющими компаниями и другими). Однако опись все равно проводится: заполняется первый раздел, в котором указывается личная информация, остальное зависит от конкретной ситуации.
Вне зависимости от того, есть ли у вас имущество, проконсультируйтесь с юристом и доверьте заполнение описи профессионалам.
Что будет после составления описи
Первое, что делает финансовый управляющий — проверяет достоверность информации. Указывать в описи все, что угодно или скрывать данные о квартире или земельном участке категорически нельзя.
Финансовый управляющий — независимая фигура в деле о банкротстве. Он тщательно все проверяет, для этого у него есть необходимые ресурсы: он направляет запросы в государственные органы, чтобы установить имущество, принадлежащее должнику, и впоследствии оценивает его.
Все это позволяет финансовому управляющему:
- Определить имущество для включения в конкурсную массу. В дальнейшем оно будет реализовано, а полученные средства пойдут на расчеты с кредиторами;
- Найти имущество, которое должник попытался скрыть. Да, физические лица часто совершают такую ошибку, однако это относится только к недобросовестным должникам;
- Проанализировать сделки, совершенные за последние 3 года. Все сомнительные сделки (отчуждение имущества по сильно заниженной стоимости, дарение родственникам с целью сокрытия от кредиторов) проверяются и оспариваются управляющим.
5 нюансов, о которых нужно знать
1. Указание имущества в описи не означает, что оно будет обязательно оценено и реализовано через торги для расчетов с кредиторами. На нашей практике до 90% имущества, перечисленного в описи, попадает под ст. 446 ГПК РФ и остается у банкрота.
2. Не рискуйте: скрывать имущество не стоит. Есть законные способы оставить его за должником. Обращайтесь к нам за консультацией — мы расскажем, как и какое имущество можно сохранить, не испортив при этом отношений с управляющим и судом.
3. Составлять опись в свободной форме нельзя. В этом случае заявление о признании финансовой несостоятельности не будет принято к рассмотрению. Скачать бланк вы можете здесь.
4. Не рекомендуем самостоятельно заполнять форму. Чтобы не терять время, избежать ошибок и все точно указать, обращайтесь к профессионалам: наши юристы помогут в составлении заявления и описи, а также в сборе и подготовке всех необходимых документов.
5. Доверяйте только специалистам. В нашей компании работают опытные профессионалы, специализирующиеся на банкротстве. Они знают, как подготовить опись и правильно составить заявление, как вести себя в суде и при общении с кредиторами, и, главное, как списать долги и по максимуму сохранить имущество.
Если вы не знаете, можно ли обанкротиться именно в вашем случае, какие долги будут списаны и с чего начинать подготовку, обращайтесь за помощью к нашим юристам. Уже на первой консультации мы разберем вашу ситуацию, разработаем тактику действий и начнем сбор документов для банкротства.