Если одна из сторон гражданско-правовой сделки нарушает обязательства, вторая имеет право подать на эти действия претензию (жалобу). В законе закреплен досудебный порядок урегулирования спора. В некоторых случаях претензия обязательно должна предшествовать обращению в суд, иначе исковое заявление возвратят или оставят без рассмотрения.
Сроки, установленные для ответа на претензию, различаются в зависимости от ситуации. Расскажем, могут ли они меняться и что будет, если обратиться в суд, не дожидаясь ответа на претензию.
Содержание статьи
Всё содержаниеСрок ответа на досудебную претензию по закону
Если один из участников сделки направляет другому претензию, второй участник может:
- исполнить обозначенные требования
- предложить иное решение проблемы
- дать письменный отказ от исполнения
Срок ответа на претензию определяется нормативными актами (например, ГК РФ), договором, обычаями делового оборота или разумным сроком. Если в гражданско-правовом договоре не указан срок ответа на претензию, чаще всего применяются нормы закона. Ст. 452 ГПК РФ и ст. 4 АПК РФ установлено на это 30 дней.
Аналогичный срок ответа на досудебную претензию предусмотрен при:
- спорах, связанных с государственными контрактами (ст. 528 ГК РФ)
- расторжении договора найма жилого помещения (ст. 687 ГК РФ и ст. 35 ЖК РФ)
- изменении или расторжении соглашения об уплате алиментов (ст. 101 СК РФ)
Срок ответа на претензию может отличаться от стандартного. Например, когда речь идет о применении тарифов в области электроэнергетики и теплоснабжения, он составляет 90 календарных дней. Если жалоба на качество предоставляемых услуг подается туроператору, срок ответа на претензию — всего 10 дней.
Досудебный порядок урегулирования часто позволяет мирным путем решить споры, связанные с нарушением прав потребителей. Законом предусмотрены следующие сроки ответа на претензию:
- 7 дней, если покупатель требует обменять товар
- 10 дней, чтобы расторгнуть договор и вернуть деньги
- 30 дней, когда нужно заменить товар, но он отсутствует у продавца
- 45 дней, если требуется устранить обнаруженные в товаре недостатки
Срок ответа на досудебную претензию по договору
При заключении гражданско-правового договора стороны могут заранее обсудить вопрос досудебного урегулирования споров и установить комфортный срок ответа на претензию. В документе можно прописать и способ отправки. Например, послать претензию по электронной почте допустимо, если такая возможность указана в договоре. В иных ситуациях ее направляют в письменной форме посредством почтовой связи или передают лично, зарегистрировав у контрагента в журнале входящей корреспонденции. В договоре может быть указано, что заявитель самостоятельно определяет срок ответа на претензию (в разумных пределах).
Если ни в договоре, ни в законе не прописаны сроки подачи претензии и ответа, предъявить требования можно в рамках общего срока исковой давности, который, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет 3 года.
Что такое разумный срок
Разумный срок предполагает, что в течение определенного времени получатель претензии сможет выполнить указанные в ней требования. Понятие «разумный срок» закреплено в ст. 314 ГК РФ и используется преимущественно в договорных отношениях. Если в договоре не указан конкретный период для исполнения обязательств, а также не обозначены условия, позволяющие его установить, требования следует выполнить в течение семи дней.
Последствия обращения в суд с несоблюдением сроков ответа на претензию
Досудебная претензия подается в связи с:
- нарушением прав потребителя
- истребованием денежных средств в рамках договоров и сделок
- возникновением спора в публичных правоотношениях
- иными законными обстоятельствами
Если досудебный порядок обязателен, нужно дождаться окончания срока ответа на претензию. В противном случае при подаче иска суд вправе возвратить его или оставить без рассмотрения.
По закону не требуется обращаться с досудебной претензией по делам:
- об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, о признании отцовства)
- о защите прав группы лиц (например, о восстановлении права общей долевой собственности)
- о банкротстве (финансовой несостоятельности)
- о корпоративных спорах
- о признании решений иностранных судов и их исполнении
- приказного производства
Что будет, если не ответить на претензию в установленные сроки
В случае несогласия с претензией лучше всего предложить свой вариант решения спорной ситуации или написать аргументированный отказ, подкрепив доводы ссылками на положения закона. Если проигнорировать претензию, ее отправитель может расценить это как отказ от исполнения требований и подать исковое заявление в суд.
Распространенные последствия несоблюдения срока ответа на претензию:
- дополнительные требования со стороны заявителя
- взыскание неустойки
- назначение единовременных штрафов
Эти меры должны применяться в строгом соответствии с законом или гражданско-правовым договором. Если удастся доказать, что претензия не получена, суд не примет исковое заявление в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
FAQ: отвечаем на частые вопросы
-
Какой установлен срок ответа на досудебную претензию?
-
Что делать, если в течение 10 дней не ответили на претензию?
-
Когда досудебная претензия считается полученной?