Все знают: передавать конфиденциальные данные третьим лицам нельзя. Но мошеннические схемы меняются с каждым днем, поэтому своевременно распознать обман удается не всегда. Рассмотрим, как злоумышленники получают доступ к персональной информации и средствам на картах с помощью шпионских приложений, замаскированных под официальные программы.
Содержание статьи
Всё содержаниеЗачем мошенники предлагают установить приложение
Схема разворачивается классическим способом: мошенники звонят жертве и представляются чужим именем. Они могут играть роль сотрудника банка, какого-либо госведомства или полицейского.
Обычно человеку сообщают о том, что прямо сейчас якобы зафиксирована подозрительная активность на банковском счете. Чтобы защитить деньги, ему необходимо установить специальное приложение.
Первой реакцией обычно является растерянность, которая может перерасти в панику. Преступники пользуются этим и торопят: «Установить приложение нужно как можно скорее, ссылку на скачивание мы вам уже отправили, откройте СМС».
Многие усомнятся в том, что в 2025 году на такую легенду еще кто-то ведется. Люди давно запомнили, что нажимать на ссылки от неизвестных источников опасно. Но в данном случае речь идет о приложении из всем знакомого сервиса Google Play.
На заметку. Мошенники — изобретательны. Они создают приложения, которые внешне не отличаются от официальных программ российских банков. Обычным пользователям заметить разницу практически невозможно, а эксперты по безопасности на маркетплейсах не углубляются в функционал слишком подробно.
Как только человек устанавливает приложение и авторизуется — путь к его деньгам открыт. Иногда даже не требуется ничего вводить: шпионское ПО позволяет киберпреступникам отслеживать все действия на смартфоне. Также с помощью удаленного доступа они заходят в другие приложения, включая Госуслуги и личные кабинеты в онлайн-банках.
Одни мошенники ограничиваются выводом средств на свой счет или электронный кошелек. Другие пытаются собрать как можно больше конфиденциальной информации о жертве.
Как распознать обман и защитить свои деньги
Сама ситуация, в которой вам звонит сотрудник банка и просит скачать что-то по ссылке, должна восприниматься как абсурдная. Банковские приложения следует искать исключительно на официальных сайтах.
Кроме того, настоящие операторы никогда не запрашивают пароли и коды подтверждения. Если звонят или пишут якобы из банка, прервите разговор и перезвоните на официальный номер кредитной организации (например, в Сбере это 900, в ВТБ — 1000). Уточните, действительно ли с вами пытался связаться ее сотрудник.
На заметку. Чаще мошенники звонят от имени банков через мессенджеры (например, Telegram, который позволяет скрыть номер телефона). Реальные сотрудники так делать не станут.
В некоторых случаях вредоносные программы устанавливаются на смартфон без ведома его владельца. Например, после случайного перехода по ссылке во время просмотра рекламы в мобильной игре.
Вот несколько признаков того, что мошенническое приложение уже установлено:
- Заблокированный экран смартфона иногда произвольно включается, хотя никаких уведомлений не приходит.
- На экране появляются всплывающие окна, а также самостоятельно открываются приложения, в которые вы не заходили.
- Приложение, которое обычно не запрашивает логин и пароль, вдруг просит это сделать (возможно, на телефоне установлена фишинговая программа-двойник).
- Иконки, показывающие, что вы используете камеру или микрофон, загораются в верхней части экрана, хотя вы ничего не включали.
- В смартфоне обнаружились сторонние сертификаты безопасности (проверить это можно в настройках).
Чтобы защитить свои деньги, придерживайтесь ключевых правил безопасности:
- Никогда не устанавливайте на смартфон программы из ненадежных источников.
- Если звонят из банка и просят скачать приложение из официального маркетплейса, внимательно изучите отзывы пользователей, а также перезвоните в банк по единому контактному номеру.
- Используйте сложные пароли, по возможности подключите двухфакторную аутентификацию для входа в приложения.
- Регулярно запускайте проверку антивируса на смартфоне.
- Никому не сообщайте коды доступа, пароли и данные банковских карт.
Что делать, если все-таки установил приложение мошенников
Если выяснилось, что вы все же установили вредоносное приложение, но деньги потерять не успели, отключите мобильный интернет, Wi-Fi и переведите телефон в режим полета.
Затем позвоните в банк, но с другого телефона. Технически продвинутые мошенники способны перехватывать звонки, если уже получили доступ к смартфону. Сообщите о случившемся, попросите заблокировать ваши карты, счета и следуйте инструкциям.
Чтобы избавиться от вредоносного приложения, обычного удаления и запуска антивируса может не хватить. Лучше сбросьте настройки до заводских, то есть проведите полную очистку. Но прежде не забудьте сделать резервную копию важных данных (документов, фотографий).
В случае кражи денег незамедлительно подайте заявление в полицию. Это можно сделать в ближайшем отделении МВД или через онлайн-обращение. Также известите сотрудников банка — иногда есть шанс отменить транзакцию. Вместо скомпрометированных карт закажите новые.
В полицию стоит обратиться, даже если мошенники не успели завладеть деньгами. Вероятно, в возбуждении уголовного дела откажут, но заявление в любом случае рассмотрят. Впоследствии вы сможете защитить свои права, если мошенники воспользуются персональными данными: например, на ваше имя оформят микрозайм или зарегистрируют фирму-однодневку.
Избавиться от кредитов, полученных мошенниками, и других неподъемных долгов можно только в процедуре банкротства физического лица. Она занимает около 6–8 месяцев, но позволяет безвозвратно списать все кредиты, микрозаймы, автоштрафы и другие задолженности. Узнать больше о процедуре банкротства можно на бесплатной консультации в компании «Финансово-правовой альянс».
FAQ: отвечаем на частые вопросы
-
Что делать, если скачал приложение мошенников, но еще не установил?
-
Как удалить приложение от мошенников?
-
Откуда у мошенников мои данные?