Виртуальные банки в России с каждым годом набирают популярность. Удобство и скорость банковских услуг — только часть преимуществ, которые отличают их от классических кредитных организаций. Работая дистанционно, они обеспечивают надежность своих сервисов и простоту использования для клиентов. Подготовили подробный обзор на виртуальные банки России, которые обслуживают физических и юридических лиц.
Содержание статьи
Всё содержаниеЧто такое интернет-банкинг
Переводить деньги, открывать вклады, оплачивать товары и услуги онлайн можно благодаря интернет-банкингу. Это система дистанционного обслуживания клиентов: она дает возможность совершать финансовые операции и управлять банковскими счетами через интернет. Не нужно идти в отделение банка, стоять в очереди, общаться с менеджерами. Почти все операции доступны здесь и сейчас — в интернет-банкинге.
Это удобный инструмент для контроля над финансами, который сейчас используют все современные банки.
Интернет-банкинг используется как на компьютере в браузере, так и на мобильных устройствах — телефонах или планшетах через приложения.
С помощью этой системы физическое или юридическое лицо имеет под рукой всю необходимую информацию о своих счетах, а также может:
- оплачивать коммунальные платежи, мобильную связь, покупки или другие услуги
- выплачивать кредиты
- заказывать выписки и сохранять чеки
- управлять вкладами
- проводить операции с ценными бумагами и многое другое
Огромный плюс цифровизации банковской сферы заключается в экономии времени, отсутствии очередей и автоматизации некоторых финансовых операций (например, ежемесячных платежей).
Но не каждый банк, предоставляющий дистанционные услуги, является виртуальным.
Чем виртуальные банки отличаются от обычных
Виртуальные или, по-другому, цифровые банки работают только дистанционно. Они используют специальные сервисы и каналы связи для предоставления услуг через интернет.
Вместо этого бесфилиальные банки создают в интернете онлайн-площадки с большим набором функций. Используя их, клиент может управлять счетами, проводить разные финансовые операции, открывать вклады, брать кредитные или дебетовые карты.
Традиционные банки, в свою очередь, также предоставляют онлайн-услуги, но для некоторых операций требуется личное посещение офиса из-за ограниченных цифровых возможностей.
Есть ли виртуальные банки в России
Первый полнофункциональный виртуальный банк — Security First Network Bank — был основан в США в 1995 году. Он приобрел популярность, так как смог предложить повышенные процентные ставки по депозитным счетам благодаря более низким расходам из-за отсутствия филиалов.
Виртуальный банк в России развивался медленнее. Только в 2006 году появилась первая полностью виртуальная кредитно-финансовая организация — Тинькофф Банк (новое название — Т-Банк).
Первый виртуальный банк, опираясь на более обширный опыт США, использовал новаторский подход к банковским услугам:
- высокий уровень клиентского сервиса
- широкий ассортимент цифровых услуг и продуктов
- эффективная стратегия продвижения
Постоянно подстраиваясь под изменяющиеся запросы и предпочтения потребителей, «Тинькофф» стал одним из ведущих онлайн-банков в России.
Другие необанки особого распространения не получили, так как обычные и хорошо знакомые населению финансовые организации также внедрили современные цифровые технологии в свою работу.
Ниже — список виртуальных банков, которые есть в России.
Т-Банк
Первый и самый крупный на данный момент виртуальный банк в России. Приобрел популярность благодаря продуманной рекламе с распространением кредитных карт, работе с корпоративными партнерами для обеспечения приема платежей и пополнения счета.
Т-Банк предоставляет широкий спектр услуг:
- частным клиентам
- индивидуальным предпринимателям
- бизнес-заказчикам
Бесфилиальный банк активно занимается реализацией зарплатных проектов, предлагает различные виды кредитования и ипотечные займы, а также осуществляет валютные операции. Даже имеет собственный сервис для управления инвестиционными портфелями и онлайн-бухгалтерией.
С 2017 года в России стали работать первые банкоматы Т-Банка. Ранее у виртуальных банков не было собственных устройств, что являлось существенным минусом для многих клиентов.
«Точка»
Цифровой банк, который был основан в 2015 году. Виртуальная финансовая организация сфокусирована на разработке целой экосистемы сервисов для компаний. Необанк предоставляет удаленные услуги для представителей малого и среднего бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей.
Банк оказывает помощь в регистрации ИП или ООО, автоматизирует операции, настраивает выплаты, рассчитывает налоги и взносы, а также предлагает услуги по интернет-продвижению и работе на маркетплейсах.
Рокетбанк
К сожалению, некоторые необанки уже прекратили свою деятельность.
Рокетбанк, основанный в 2013 году, не имел лицензии на выдачу кредитов, поэтому не являлся виртуальным банком в классическом смысле, скорее — финансовым сервисом. С помощью приложения клиенты могли пополнять счет с карт других банков, открывать вклады, оплачивать налоги или покупки, а также пополнять карты «Тройка» и «Стрелка».
С 2020 года цифровой банк перепрофилировался на обслуживание самозанятого населения, но потерпел убытки. Держатели карт перешли в экосистему Тинькофф Банка, сохраняя привилегии и бонусы.
Instabank
Финансовый сервис для пользователей iPhone и Facebook — просуществовал 3 года. Через приложение клиенты могли заказывать виртуальные карты для оплаты покупок и счетов в интернете, устанавливать лимиты на расходы. Также имели возможность просить друзей скинуть деньги, прикрепляя к запросу сообщение и фотографию.
В 2016 году цифровой банк был закрыт, так как не выдержал конкуренции. Клиенты перешли на обслуживание в банк ВПБ, у которого в дальнейшем была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
«Сфера»
Виртуальный банк «Сфера», нацеленный на обслуживание бизнес-клиентов и инвесторов, предлагал разнообразные услуги. Среди них: открытие счетов, бухгалтерский учет в онлайн-формате, анализ расходов и транзакций, а также многое другое.
Однако банк прекратил свои операции под собственным брендом. С 2022 года все его функции было решено интегрировать в систему БКС Банка.
Преимущества и недостатки виртуальных банков
Внедрение в жизнь инновационных технологий привело к тому, что большая часть россиян практически полностью перешла на онлайн-сервисы.
Виртуальные банки, выдерживая конкуренцию друг с другом и традиционными банками, совершенствуют свои приложения, постоянно развиваются и увеличивают количество и качество услуг, привлекая все больше клиентов.
Преимущества виртуальных банков:
- Низкие операционные расходы. Бесфилиальные банки работают на основе цифровых платформ, что снижает затраты финансовой организации на аренду, персонал и инфраструктуру.
- Удобство для пользователя. Банки предоставляют мобильные приложения с круглосуточной поддержкой клиентов и простыми в использовании интерфейсами.
- Индивидуальный подход. Необанки предлагают уникальные предложения на персонализированные услуги и продукты, основанные на данных о расходах клиентов.
Недостатки виртуальных банков:
- Зависимость от технологий. Проблемы с интернетом или сбой в системе могут повлиять на доступ к услугам, доставив неудобства клиентам банка.
- Отсутствие личного взаимодействия. Модель необанков не предусматривает личного общения между сотрудниками и клиентами. Это может быть неудобно для некоторой категории потребителей. Однако консультации и ответы на вопросы можно получить по телефону горячей линии или через чат поддержки в приложении.
- Высокая конкуренция в банковской сфере, которая затрудняет рост финансовых организаций.
Если говорить о задолженности, то не имеет значения, где и как она возникла — перед классическим или виртуальным банком. Кредиты, оформленные в том же «Тинькоффе» или «Точке», нужно возвращать согласно условиям договора.
Законно не платить по долгам можно только в процедуре банкротства, если физическое лицо докажет свою неплатежеспособность.
FAQ: отвечаем на частые вопросы
-
Что такое виртуальный банк?
-
Какие виртуальные банки работают в России?
-
Почему у Т-Банка нет отделений?