Мошенники все чаще звонят абонентам от имени операторов сотовой связи, предлагая смену тарифов на якобы более выгодные. Однако их цель — получить доступ к уведомлениям и сообщениям от Госуслуг и банковских приложений. Расскажем, каким образом аферисты пытаются обмануть граждан, и объясним, как не стать жертвой мошенников.
Содержание статьи
Всё содержаниеСхема обмана: «Звонят и предлагают новый тариф»
Общий порядок действий мошенников довольно стандартный. Человеку звонят с неизвестного номера и предлагает выгодный новый тариф. Абонента убеждают, что его оформление обязательно, поскольку действующий перестанет работать, что приведет к утере номера и доступа к услугам связи.
Часто мошенники ведут себя убедительно, представляясь сотрудниками известных компаний-операторов (например, «Билайна», «Мегафона» или МТС). Обычно они описывают предложение как ограниченную по времени акцию.
Все, что нужно от абонента, — продиктовать код из сообщения или ввести его в специальном приложении, которое предварительно попросят установить. Затем мошенники настроят переадресацию звонков и сообщений на свой номер.
Так они смогут перехватывать все уведомления и сообщения от Госуслуг и банков. В результате злоумышленники получат доступ к личным данным и финансам гражданина. Смогут списывать деньги с его карт, а также оформлять кредиты и микрозаймы на его имя.
Что делать, если продиктовал мошенникам код
Сразу позвоните мобильному оператору, объясните ситуацию и попросите заблокировать переадресацию звонков и сообщений. Также необходимо срочно сменить пароли в банковских приложениях и на Госуслугах. Обязательно заблокируйте карты. Когда деньги уже списали, вернуть их будет сложно, так как банки не обязаны компенсировать ущерб, если клиент виноват в том, что мошенники получили доступ к его счетам.
Иногда финансовые организации самостоятельно распознают операции как подозрительные и прерывают их до выяснения обстоятельств. Важно быстро связаться с банком и сообщить им об утечке персональных данных.
Проверьте доступность авторизации на всех важных сервисах и аккаунтах, включая Госуслуги, электронную почту и социальные сети. Если вход невозможен, свяжитесь с техподдержкой платформы. В случае Госуслуг можно попытаться восстановить доступ через банковское приложение, (например, при помощи «Сбер ID»). Если это не сработает, придется обратиться в центр обслуживания портала.
В течение некоторого времени проверяйте кредитную историю. Если мошенникам удалось оформить займ или кредит, напишите заявление в банк или микрофинансовую организацию (МФО) о расторжении договора. Объясните, что не заключали его и не получали деньги. Обычно кредитор проводит внутреннюю проверку и решает, как действовать дальше. В случае отказа обращайтесь в Центробанк России, полицию или суд.
Если пострадали от мошенничества и остались один на один с неподъемными долгами, выход есть — оформление банкротства. По федеральному закону можно списать все задолженности: от кредитов и микрозаймов до штрафов, налогов и даже платы за коммунальные услуги.
FAQ: отвечаем на частые вопросы
-
Что делать, если звонят и предлагают сменить тариф?
-
Как отличить сотового оператора от мошенника?