Звонок бесплатныйБесплатная горячая линия
  • Автор статьи Копырина Анжелика Владимировна
  • Опубликовано 06.03.2024
  • Обновлено 04.04.2024
  • Просмотров 392
  • Время прочтения 10 минут

Как пожаловаться в Центробанк

Как пожаловаться в Центробанк Финансово-правовой Альянс Санкт-Петербург ул. Ефимова, 4/А, оф. 326 190031 88124256918
Финансово-правовой Альянс

Центральный банк РФ — это своеобразный «начальник» всех финансовых организаций в стране. Он не только выпускает деньги и выдает кредиты другим странам, но и следит, чтобы все остальные банки, в том числе с госучастием, соблюдали закон.

Содержание статьи

Всё содержание

Если считаете, что какой-то банк обманул вас или нарушил ваши права, можно пожаловаться на него в ЦБ РФ. Внутри Банка России работает специальная структура, которая рассматривает обращения граждан и принимает меры в случае нарушений — Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

Рассказываем, как правильно составить и подать обращение в Центробанк на действия банков и микрофинансовых организаций.

Можно ли написать жалобу в ЦБ РФ на действия банка

В Банк России можно пожаловаться на любые нарушения со стороны банка, услугами которого вы пользуетесь. Вот несколько частых случаев, когда необходимо обращаться с жалобой в ЦБ РФ:

  • Необоснованный отказ в оформлении кредитных каникул. При условии, что вы собрали все необходимые документы и ваш случай соответствует требованиям закона.
  • Отказ в возврате денег за страховку в период охлаждения. С 21 января 2024 года такой период увеличен вдвое — с 14 до 30 дней по страховкам за кредиты.
  • Необоснованную блокировку банковского счета. И, конечно, на беспричинные списания денег с него. Еще в ЦБ РФ можно жаловаться, если вы зачислили средства, но они не поступили на счет.
  • Отказ в выдаче вклада. Если счет не арестован судебными приставами, а держатель вклада не подозревается в отмывании доходов, в выдаче денег отказать не могут.
  • Низкое качество обслуживания в отделении банка. Например, грубость со стороны сотрудников, отказ в помощи или консультации, подключение платных услуг без вашего согласия.
  • Передача в бюро кредитных историй некорректных данных, которые ухудшили ваш кредитный рейтинг.
  • Изменение процентов по кредиту в одностороннем порядке. Банки не могут увеличивать ставку по выданным займам, даже если такой пункт есть в кредитном договоре.

В ЦБ РФ можно пожаловаться на любой банк, даже с госучастием. Например, контрольный пакет акций Сбербанка принадлежит государству, но это не значит, что на нарушения с его стороны, если они были, нельзя пожаловаться в Центробанк.

Случается, что ответы на жалобы, поданные в другие ведомства, приходят от Центробанка. Это нормально — просто изначальный адресат жалобы решил, что рассматриваемый вопрос входит в сферу ответственности ЦБ и передал обращение ему.

Однако возможности Банка России по устранению нарушений не безграничны. В некоторых случаях жалобы следует направлять сразу в соответствующие органы власти, чтобы не терять время:

  • На вводящую в заблуждение рекламу банковских услуг нужно жаловаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
  • Жалобы на недобросовестное использование персональных данных (допустим, на утечку или передачу третьим лицам без вашего согласия) следует направлять в Роскомнадзор.
  • О навязывании ненужных вам услуг при заключении договора следует сообщать в Роспотребнадзор.
  • Претензии по поводу размера страховой выплаты по ОСАГО нужно направлять сначала в страховую компанию, а если она проигнорирует их — финансовому омбудсмену.
  • Если банк изменил условия обслуживания по кредитному договору без вашего согласия, тоже можно обращаться к финансовому уполномоченному.
  • Если мошенники оформили на вас кредит по телефону или украденным документам, нужно писать заявление в полицию и банк, который выдал деньги.

Кроме того, бессмысленно жаловаться в ЦБ РФ, если банк просто отказал вам в выдаче кредита. Никакие законы это не нарушает: у банка может быть множество внутренних причин для отказа и раскрывать их он не обязан.

Пройдите тест и узнайте, подходите ли вы под банкротство:
Исключительно для жителей Санкт-Петербурга и Ленобласти СПб и ЛО
Какова общая сумма задолженности перед всеми кредиторами?

В сумму долгов можно включить не только сам кредит, но и пени, проценты, а также задолженности по ЖКХ, штрафы ГИБДД и налоги

Менее 50 000 руб. 50≤ т.р. Более 3 000 000 руб. ≥3 млн.р.
1 из 9

На кого еще можно подать жалобу в Центробанк

ЦБ регулирует деятельность не только банков. Все организации, так или иначе являющиеся членами финансового рынка, проходят обязательное лицензирование в Банке России — следовательно, он имеет самое прямое влияние на них, вплоть до возможного отзыва лицензии. Например, в 2024 году ЦБ РФ отозвал лицензии у КИВИ Банка и «Гефеста».

Помимо банков, подать жалобу в ЦБ можно на:

  • микрофинансовые организации
  • кредитно-потребительские кооперативы
  • страховые компании
  • инвестиционные и пенсионные фонды
  • биржевых брокеров и сами биржи ценных бумаг
  • ломбарды
  • бюро кредитных историй

Как правильно составить жалобу

В шапке жалобы на банк укажите свои паспортные данные, адрес проживания, телефон и электронную почту для обратной связи. Анонимные жалобы Банк России не рассматривает.

Непосредственно в тексте обращения укажите полное наименование банка, с которым у вас возник конфликт, и подробно распишите суть претензий к нему. Желательно — со ссылками на законы, которые, по вашему мнению, нарушила кредитная организация.

Завершите жалобу на банк просьбой провести проверку и принять соответствующие меры. Если у вас есть документальные подтверждения нарушений, обязательно приложите их к заявлению. Не забудьте поставить дату обращения и подпись.

Образец жалобы в ЦБ РФ на действия банка

Чтобы сэкономить время, воспользуйтесь образцом жалобы. Однако подготовить универсальный образец в данном случае невозможно. Круг проблем, для решения которых нужно обращаться в Банк России, слишком широкий. Суть претензий к кредитной организации заявителю в любом случае придется описывать самостоятельно.

При составлении жалобы используйте официально-деловой стиль, без лишних эмоций, не относящихся к делу рассуждений, угроз и непечатных выражений. Предоставьте максимум фактов, чтобы сотрудникам ЦБ РФ было проще разобраться в проблеме и вынести объективное решение. Описывайте в жалобе только собственный случай: заявления, составленные родственниками, друзьями и иными третьими лицами, Банком России не рассматриваются.

Как подать жалобу в Центробанк

Есть три способа подачи жалобы в Банк России:

  • Отправить письмо почтой в ЦБ по адресу: Москва, улица Неглинная, дом 12, Банк России.
  • Передать обращение лично в руки ответственному сотруднику, посетив общественную приемную ЦБ. Она находится по адресу: Москва, Сандуновский переулок, дом 3, строение 1.
  • Направить обращение в электронном виде через интернетприемную на официальном сайте ЦБ РФ. Выберите тематику, наиболее подходящую для вашего обращения, и следуйте дальнейшим инструкциям.

Сколько по времени ЦБ РФ рассматривает жалобы

В течение трех дней после поступления вашей жалобы в Центробанк она будет зарегистрирована и передана конкретному сотруднику для рассмотрения. Если вы подавали ее через интернет-приемную, письмо с номером и датой регистрации придет на вашу электронную почту.

Стандартный срок рассмотрения жалобы на банк составляет 30 календарных дней с момента ее регистрации. В сложных случаях он может быть продлен до 60 суток, но если это произойдет, вас обязательно уведомят. Если суть обращения находится в сфере ответственности органов власти, заявление будет перенаправлено в соответствующее ведомство в течение 7 дней с даты регистрации.

Статус обращения можно проверить в любой момент через интернетприемную Банка России. Понадобится ввести регистрационный номер жалобы, дату ее регистрации и адрес вашей электронной почты, на которую через несколько минут придет ответ.

Как обжаловать решение ЦБ РФ

Бывает так, что ЦБ не находит никаких нарушений в действиях банка и оставляет жалобу без удовлетворения. Если вы уверены, что ваши права все же были нарушены, можно попробовать восстановить их в суде.

В первую очередь стоит направить в адрес банка-нарушителя досудебную претензию с предложением добровольно урегулировать разногласия. Если кредитная организация откажет или проигнорирует претензию, нужно подготовить исковое заявление.

Текстовую часть можно взять из жалобы в ЦБ, адаптировав ее под требования судопроизводства. Если сумма иска не превышает 50 000 рублей (100 000 рублей — для дел о защите прав потребителей), он подается в мировой суд. Иски на более крупные суммы рассматривают районные суды. Заемщик волен самостоятельно выбрать, в какой конкретно суд обращаться: по адресу своей прописки или по адресу регистрации банка.

Как связаться с представителями Центробанка

Подача жалобы — не единственный способ взаимодействия с Банком России. Если вам нужно получить какие-то разъяснения или ответ на вопрос, проще всего будет воспользоваться интернет-приемной.

Однако есть альтернативные каналы связи:

  • Бесплатная горячая линия ЦБ РФ: 8 800 300-30-00 (300 — короткий номер для звонков с мобильных телефонов). Она работает круглосуточно и без выходных. Однако операторы колл-центра не имеют права запрашивать и раскрывать персональную информацию банковских клиентов, поэтому смогут ответить не на каждый вопрос. При этом сами они никогда не звонят гражданам первыми. Если с вами связался по телефону человек, представившийся сотрудником Центробанка, будьте уверены — это мошенник.
  • Чат со специалистами в официальном мобильном приложении «ЦБ Онлайн». Он тоже работает круглосуточно. В чате можно получить консультацию по различным банковским продуктам и финансовым услугам, а также другую рекомендательную и справочную информацию.
  • Личный визит в общественную приемную Банка России (Москва, Сандуновский переулок, дом 3, строение 1). Этот вариант подойдет для жителей и гостей столицы. Сотрудники приемной не только проконсультируют вас по существующей проблеме, но и помогут подготовить письменное обращение, если ситуация потребует дальнейшей проверки. Для посещения общественной приемной нужно предварительно записаться по телефону горячей линии или через официальный сайт Центробанка.

FAQ: отвечаем на частые вопросы

  1. Можно ли позвонить в ЦБ РФ?

    Да, можно. У Банка России есть бесплатная и круглосуточная горячая линия по номеру 8 (800) 300-30-00. Операторы смогут проконсультировать по общим вопросам, не требующим раскрытия персональных данных.

  2. Как подать жалобу в ЦБ РФ на действия банка?

    Обращение в Банк России можно направить тремя способами:

    • — заказным письмом с уведомлением о вручении
    • — в электронном виде через интернет-приемную ЦБ
    • — во время личного посещения общественной приемной в Москве

    Срок рассмотрения жалобы — 30 дней, но его могут продлить до 60 дней.

  3. Какой адрес Центробанка России для отправления жалоб?

    Почтовый адрес ЦБ РФ: Москва, Неглинная улица, дом 12, индекс 107016. Если отправляете жалобу почтой, не забудьте приложить документы, подтверждающие нарушение со стороны банка. Обратите внимание, что срок рассмотрения обращения начнет отсчитываться не с дня отправки письма, а с момента регистрации жалобы.

Автор публикации
Копырина Анжелика Владимировна Руководитель подразделения судопроизводства по банкротным делам
Об авторе
Анжелика Владимировна отвечает за работу специалистов по сопровождению клиентов во время судебных заседаний. Сотрудники ее отдела организуют все взаимодействие с судом до момента окончания процедуры, представляют и защищают интересы банкротов. У наших клиентов нет необходимости присутствовать в суде: всю работу во время судебных процессов юристы Анжелики Владимировны берут на себя.
Оценка статьи
4.7
На основе 73 12 голосов

Наши гарантии

Пункт 3.1. Договора закрепляет: 3.1. Исполнитель гарантирует полное освобождение Заказчика от долгов. В обратном случае оплата юридических услуг возвращается Заказчику в полном объеме по первому требованию в течение 7 рабочих дней.

Перезвоним и бесплатно проконсультируем

Расскажем про процедуру списания кредитов и долгов, условия, цены, сроки и преимущества. Ответим на все имеющиеся у вас вопросы

    Мы гарантируем безопасность и сохранность Ваших данных. Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности»

    Фото руководителя отдела клиентского сервиса
    Чернова Екатерина Юрьевна Руководитель отдела клиентского сервиса

    На основании предоставленного АО "РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ" (АО "РБК") исследования в октябре 2023 г, был сделан вывод о том, что компания «Финансово-правовой альянс» является лидером по среднесписочной численности юристов среди компаний, специализирующихся на банкротстве граждан в России.

    Сотни юристов ежедневно работают над тысячами дел наших клиентов по всей России. За время своей работы мы списали миллиарды рублей клиентам, предоставляя гарантии списания долгов в договоре.

    Финансово-правовой Альянс - спишите свои долги в крупнейшей в России компании по банкротству с гарантией в договоре!